Исследование влияния дистанционного обучения в период пандемии инфекции COVID-19 на образ жизни и качество образования студентов медицинского вуза. Опыт кафедры акушерства и гинекологии
https://doi.org/10.52420/2071-5943-2021-20-1-103-108
Аннотация
Введение. Для предотвращения распространения пандемии инфекции COVID-19 медицинские учебные учреждения перешли на карантин с дистанционным обучением. Оно было внедрено внезапно и императивно, что может иметь отдаленные последствия не только в виде снижения качества образования, но и в виде определенных психологических проблем как для студентов, так и для профессорско-преподавательского состава.
Цель исследования. Оценка влияния вынужденного перехода на дистанционное обучение в период пандемии новой коронавирусной инфекции на образ жизни и степень удовлетворенности обучением студентов медицинского вуза.
Методы. Проведено одномоментное описательное исследование, в котором участвовали 165 студентов 4-5 курса лечебно-профилактического факультета, обучавшихся на кафедре акушерства и гинекологии дистанционно. Среди них проведено анонимное анкетирование, включавшее вопросы, касающиеся образа жизни, степени удовлетворенности и их мнение относительно качества обучения.
Результаты. По результатам анкетирования у большинства опрошенных студентов дистанционное образование повлияло на образ жизни: 32% стали лучше высыпаться, 26% отметили появление расстройств сна. Относительно питания студентов наблюдается аналогичная картина: 55% стали питаться более регулярно и сбалансировано, 21% питались избыточно. Только 7,3% студентов максимально активно вовлечены в дистанционный учебный процесс, большинство периодически отвлекается (88,5%) или занимаются другими делами (4,2%). Теоретическая составляющая дистанционных занятий оценена студентами достаточно высоко — 7,7 ± 2,4 балла. Однако практические навыки вызвали много недовольства и оценены низко — 4,1 ± 2,4 балла. Среди достоинств дистанционного образования 92,7% опрошенных выделили экономию времени и финансов. Из недостатков 86,1% указали на отсутствие работы с пациентами.
Заключение. Перевод студентов медицинских вузов на дистанционное образование влечет за собой не только возможное снижение качества образования и мотивации студентов к учебе, но также значительное изменение образа жизни.
Об авторах
Т. А. ОбоскаловаРоссия
Обоскалова Татьяна Анатольевна, д.м.н., профессор
г. Екатеринбург
Е. В. Кудрявцева
Россия
Кудрявцева Елена Владимировна, к.м.н., доцент
г. Екатеринбург
М. В. Коваль
Россия
Коваль Марина Владимировна, к.м.н., доцент
г. Екатеринбург
Список литературы
1. Sahi, P. K. Medical Education Amid the COVID-19 Pandemic / P. K. Sahi, D. Mishra, T. Singh // Indian Pediatr. – 2020. – Vol. 57 (7). – Р. 652-657. – Doi: 10.1007/s13312-020-1894-7.
2. МЗ РФ. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой короновирусной инфекции (COVID-19) Версия 8.1 (01.10.2020). – Url: https://стопкоронавирус.рф/ai/doc/565/attach/vremennie_mr_COVID-19_v.8.1_compressed_compressed_compressed.pdf
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». – Url: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064.
4. Distance education as a response to pandemics: Coronavirus and Arab culture / A. E. Lily, A. F. Ismail, F. M. Abunasser, R. H. Alhjhoj Alqahtani // Technol Soc. – 2020. – № 63. – Р. 101317. – Doi: 10.1016/j.techsoc.2020.101317.
5. Samaraee, A. The impact of the COVID-19 pandemic on medical education // Br J Hosp Med (Lond). – 2020. – Vol. 81 (7). – Р. 1-4. – Doi: 10.12968/hmed.2020.0191.
6. Саркисян, З. М. Положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения как выход из сложившейся ситуации 2020 года // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 364-368.
7. Medicaand Surgical Education Challenges and Innovations in the COVID-19 Era: A Systematic Review / Dedeilia A., Sotiropoulos M. G., Hanrahan J. G. [et al.] // In Vivo. – 2020. – Vol. 34 (3 Suppl). – Р. 1603-1611. – Doi: 10.21873/invivo.11950.
8. Rahim, T. Comparison of depression symptoms between primary depression and secondary-to-schizophrenia depression / T. Rahim, R. Rashid // Int J Psychiatry Clin Pract. – 2017. – Vol. 21 (4). – 314-317. – Doi: 10.1080/13651501.2017.1324036.
9. Acceptability, safety and perceived impact of providing a fact sheet to young people about cognitive symptoms in depression / S. Bryce, M. Cooke, H. P. Yuen, K. Allott // Early Interv Psychiatry. – 2020. – Doi: 10.1111/eip.12945.
10. Sandhu, P. The impact of COVID-19 on the undergraduate medical curriculum / P. Sandhu, M. de Wolf // Med Educ Online. – 2020. – Vol. 25 (1). – Р. 1764740. – Doi: 10.1080/10872981.2020.1764740.
Рецензия
Для цитирования:
Обоскалова Т.А., Кудрявцева Е.В., Коваль М.В. Исследование влияния дистанционного обучения в период пандемии инфекции COVID-19 на образ жизни и качество образования студентов медицинского вуза. Опыт кафедры акушерства и гинекологии. Уральский медицинский журнал. 2021;20(1):103-108. https://doi.org/10.52420/2071-5943-2021-20-1-103-108
For citation:
Oboskalova T.A., Kudryavtseva Е.V., Koval M.V. Research on the impact of distance learning during the COVID-19 pandemic on the lifestyle and quality of education of medical students. Experience of the obstetrics and gynecology department. Ural Medical Journal. 2021;20(1):103-108. (In Russ.) https://doi.org/10.52420/2071-5943-2021-20-1-103-108